Буквально 20 лет назад российские автолюбители знали только один тип аккумуляторов — свинцово-кислотные. Современный водитель выбирает из нескольких типов, среди которых АГМ-аккумуляторы и гелевые аккумуляторы. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать принцип их работы, особенности технологий, плюсы и минусы.
Аккумуляторы для авто AGM и GEL относятся к высокой ценовой категории, что несколько тормозит их распространение. Но всё больше водителей понимают, что их цена полностью оправдывается более длительным сроком службы и высокими характеристиками. Попробуем разобраться, в чём их положительные и отрицательные стороны.
Особенности AGM-аккумуляторов
Суть технологии:
Технология AGM (Absorbent Glass Mat) была создана американскими инженерами ещё в начале 1970-х годов. Она предполагает, что электролит в аккумуляторе находится в связанном состоянии, он впитан в стекловолоконную матрицу. При этом микропоры стекловолокна заполнены не полностью — свободное место используется для рекомбинации газов.
Конструкция аккумуляторов АГМ:
Каждый АГМ-аккумулятор содержит пакеты положительных и отрицательных пластин, разделённых стекловолоконным сепаратором. В каждом пакете пластины соединяются между собой общим токоотводом, а сами пакеты установлены в корпус из непрозрачного ударопрочного полипропилена.
Крышка надёжно герметизируется, места токовыводов изолируются. Для залива электролита используют технологические отверстия в крышке, на которые устанавливают клапаны избыточного давления.
AGM-аккумуляторы для авто изготавливаются по плоской или спиральной технологии. Спиральная технология за счёт большего поверхностного контакта даёт большие токи и быструю зарядку, а плоская увеличивает удельную ёмкость аккумуляторов. Обе технологии перспективны и активно развиваются в настоящее время.
Особенности гелевых аккумуляторов
Суть технологии:
Технология производства гелевых аккумуляторов основана на добавлении в жидкий электролит вещества на основе двуокиси кремния (SiO2). Это меняет агрегатное состояние электролита, превращая его в гель.
Конструкция гелевых аккумуляторов:
Устройство аккумулятора GEL схоже с обычным свинцово-кислотным аккумулятором типа WET. Разница в том, что гелевый аккумулятор полностью герметичен, ибо газовыделение происходит в порах геля. Здесь также присутствуют два комплекта свинцовых пластин — положительных и отрицательных, установленных в ударопрочный пластиковый корпус.
Аккумуляторы GEL, как и AGM, изготавливаются по рулонной или плоской технологии.
Отличия двух технологий
Для начала отметим плюсы и минусы обеих технологий, общие для GEL и AGM. К плюсам относят:
- высокий срок службы (до 10 лет) и большое количество циклов заряда/разряда;
- низкое внутреннее сопротивление и высокий КПД;
- лёгкость в монтаже и полную безопасность при наклоне/переворачивании АКБ;
- отсутствие необходимости в обслуживании аккумулятора;
- высокий пусковой ток;
- устойчивость к глубокому разряду;
- низкий саморазряд (не более 15–20% в год).
Минусы у этих технологий тоже есть:
- высокая цена;
- потребность в специальном зарядном устройстве;
- нестабильная работа в сильные морозы.
Так что всё-таки выбрать: АГМ или GEL-аккумулятор? Рассмотрим разницу, чтобы сделать правильный выбор:
Цена: АГМ-аккумуляторы дешевле, чем гелевые, примерно на 10–20%.
Количество циклов заряда/разряда: у гелевых аккумуляторов оно выше на 35–40%.
Скорость зарядки: АГМ-аккумуляторы заряжаются примерно за 6–8 часов, а гелевые — за 8–10.
Пусковой ток: у АГМ-аккумуляторов он выше, чем у гелевых.
Чувствительность к глубокому разряду: гелевые аккумуляторы нечувствительны к нему, а у AGM разряд до 30% негативно сказывается на сроке службы.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что гелевые и AGM-аккумуляторы во многом схожи по своим параметрам. Но в силу разных конструктивных особенностей гелевые аккумуляторы на автотранспорте применяются реже, чем AGM. Их сфера применения — это водная техника, снегоходы и квадроциклы, сельскохозяйственный транспорт. AGM же широко используются на легковых и грузовых автомобилях, в том числе и на тех, у кого большое число потребителей энергии.
Источник фото: © depositphotos.com/ viperagp