В чём разница между гелевыми и AGM-аккумуляторами

18 марта 2020
#авто
агм аккумулятор

Буквально 20 лет назад российские автолюбители знали только один тип аккумуляторов — свинцово-кислотные. Современный водитель выбирает из нескольких типов, среди которых АГМ-аккумуляторы и гелевые аккумуляторы. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать принцип их работы, особенности технологий, плюсы и минусы.

Аккумуляторы для авто AGM и GEL относятся к высокой ценовой категории, что несколько тормозит их распространение. Но всё больше водителей понимают, что их цена полностью оправдывается более длительным сроком службы и высокими характеристиками. Попробуем разобраться, в чём их положительные и отрицательные стороны.

Особенности AGM-аккумуляторов

Суть технологии:
Технология AGM (Absorbent Glass Mat) была создана американскими инженерами ещё в начале 1970-х годов. Она предполагает, что электролит в аккумуляторе находится в связанном состоянии, он впитан в стекловолоконную матрицу. При этом микропоры стекловолокна заполнены не полностью — свободное место используется для рекомбинации газов.

Конструкция аккумуляторов АГМ:
Каждый АГМ-аккумулятор содержит пакеты положительных и отрицательных пластин, разделённых стекловолоконным сепаратором. В каждом пакете пластины соединяются между собой общим токоотводом, а сами пакеты установлены в корпус из непрозрачного ударопрочного полипропилена.

Крышка надёжно герметизируется, места токовыводов изолируются. Для залива электролита используют технологические отверстия в крышке, на которые устанавливают клапаны избыточного давления.

AGM-аккумуляторы для авто изготавливаются по плоской или спиральной технологии. Спиральная технология за счёт большего поверхностного контакта даёт большие токи и быструю зарядку, а плоская увеличивает удельную ёмкость аккумуляторов. Обе технологии перспективны и активно развиваются в настоящее время.

Особенности гелевых аккумуляторов

Суть технологии:
Технология производства гелевых аккумуляторов основана на добавлении в жидкий электролит вещества на основе двуокиси кремния (SiO2). Это меняет агрегатное состояние электролита, превращая его в гель.

Конструкция гелевых аккумуляторов:
Устройство аккумулятора GEL схоже с обычным свинцово-кислотным аккумулятором типа WET. Разница в том, что гелевый аккумулятор полностью герметичен, ибо газовыделение происходит в порах геля. Здесь также присутствуют два комплекта свинцовых пластин — положительных и отрицательных, установленных в ударопрочный пластиковый корпус.

Аккумуляторы GEL, как и AGM, изготавливаются по рулонной или плоской технологии.

Отличия двух технологий

Для начала отметим плюсы и минусы обеих технологий, общие для GEL и AGM. К плюсам относят:

  • высокий срок службы (до 10 лет) и большое количество циклов заряда/разряда;
  • низкое внутреннее сопротивление и высокий КПД;
  • лёгкость в монтаже и полную безопасность при наклоне/переворачивании АКБ;
  • отсутствие необходимости в обслуживании аккумулятора;
  • высокий пусковой ток;
  • устойчивость к глубокому разряду;
  • низкий саморазряд (не более 15–20% в год).

Минусы у этих технологий тоже есть:

  • высокая цена;
  • потребность в специальном зарядном устройстве;
  • нестабильная работа в сильные морозы.

Так что всё-таки выбрать: АГМ или GEL-аккумулятор? Рассмотрим разницу, чтобы сделать правильный выбор:

Цена: АГМ-аккумуляторы дешевле, чем гелевые, примерно на 10–20%.
Количество циклов заряда/разряда: у гелевых аккумуляторов оно выше на 35–40%.
Скорость зарядки: АГМ-аккумуляторы заряжаются примерно за 6–8 часов, а гелевые — за 8–10.
Пусковой ток: у АГМ-аккумуляторов он выше, чем у гелевых.
Чувствительность к глубокому разряду: гелевые аккумуляторы нечувствительны к нему, а у AGM разряд до 30% негативно сказывается на сроке службы.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что гелевые и AGM-аккумуляторы во многом схожи по своим параметрам. Но в силу разных конструктивных особенностей гелевые аккумуляторы на автотранспорте применяются реже, чем AGM. Их сфера применения — это водная техника, снегоходы и квадроциклы, сельскохозяйственный транспорт. AGM же широко используются на легковых и грузовых автомобилях, в том числе и на тех, у кого большое число потребителей энергии.

Источник фото: © depositphotos.com/ viperagp


Вернуться к списку советов

Будьте в курсе полезных советов!

Еженедельная рассылка полезной информации по подбору и обслуживанию аккумуляторов